На главную
О проектеКонтакты
ФорумДоска объявлений

На главнуюКарта сайтаНаписать письмоФотоальбом
Главная » Дошколята » Проблемы воспитания

Детская агрессия и кризис трех лет.

Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте нельзя не отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.
В.В.Лебединский отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.
Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взролых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Расшифруем эти понятия.
Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание взрослых. Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: “Дура!”.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка проибретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”- писал Л.С.Выготский.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Как считал Д.Б.Элькомн, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С.Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении которого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.
Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой – слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.
Но, как отмечает Б.Спок, именно в этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства.
Как отмечает К.Бютнер, от детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность” (Винникотт Д.В.). Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним (Головко О.А., Котирло В.К.). В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл ).
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания (Мид М. “Развитие ребенка”). А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение – сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Элькони). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.

Опубликовано: 21 декабря 2009

Комментарии

 

Смотрите также:

Как полюбить ИГРУ со своим малышом. Варианты ИГР, который будут интересны и вам.
«Детки в клетке» или детская застенчивость
Онанизм у маленького ребенка. Что делать?
Кризис трех лет
Как приучить ребенка к порядку
Воспитание любовью
Влияние семьи на агрессивное поведение ребенка
Детская агрессивность: возрастные особенности
Детская агрессия
А стоит ли наказывать?
Линия поведения взрослого и наказание ребенка
Наказание детей
Что делать, если ребенок не слушается?

Администрация сайта не несет ответственности за содержание (и орфографию!) сообщений, публикуемых на доске объявлений, в форумах, в отзывах и комментариях к материалам.
Использование материалов сайта разрешается всем желающим. Все равно не запретишь. Если чувствуете при этом непреодолимую потребность быть порядочным человеком, поставьте на нас ссылочку.