На главную
О проектеКонтакты
ФорумДоска объявлений

На главнуюКарта сайтаНаписать письмоФотоальбом
Главная » Дети до трех лет » Проблемы воспитания

Как играть с ребенком

Так, чтобы было не только приятно, но и полезно.

Есть игры, которые развивают память и внимание, учат читать или считать. А как играть с ребенком, чтобы он научился понимать себя, справляться со своими чувствами, быть инициативным и творческим?

Как помочь малышу поверить в свои силы, научить отвечать за свои решения? Оказывается, чтобы достичь этого, родители должны быть открытыми и искренними с ребенком, уважать и принимать его таким, какой он есть, не мешать его активности, уметь выслушать, пойти на компромисс; доброжелательно, но непреклонно устанавливать ограничения, когда этого требуют интересы жизни и здоровья.

Психологи утверждают, что дети развиваются в игре. Очень важны минуты, когда они играют, а взрослый просто находится рядом, не пытаясь руководить и направлять. С. Эйберг и С. Боггс, семейный психотерапевты и авторы многих книг по системной семейной терапии, описали способ совместной игры с ребенком, при котором он чувствует себя на высоте, получает опыт самостоятельного и творческого исследования окружающего мира. Свой способ авторы назвали Направляемое ребенком взаимодействие.

Отставить команды
Основная рекомендация специалистов: играя с ребенком, давайте как можно меньше инструкций и команд. Когда говорите: "Сначала надень на пирамидку красное колечко, а потом - желтое", - вы берете на себя инициативу и заставляете ребенка усомниться в своих силах. Кроме того, может возникнуть психологически сложная ситуация, если ребенок не подчинится. Появятся досада и раздражение из-за того, что он не хочет сделать по-вашему. А ребенок почувствует, что его торопят, мешают его исследовательской деятельности.

Вы спросите, как ребенок научится чему-либо, если не давать ему советов? На самом деле мы часто недооцениваем способности наших детей и даже не проверяем, справятся ли они без наших советов. Наверняка вы замечали, как внимательно дети наблюдают за тем, что вы делаете или говорите. В итоге у них появились слова, фразы или действия, которым их вроде бы никто специально не обучал. А иногда, наоборот, они не могут усвоить то, что им много раз в день повторяют. Специалисты объясняют это сопротивлением воспитательному воздействию родителей и предлагают это сопротивление обходить.

Описывать процесс
Простейший способ для этого: подробно описывайте игру или действия ребенка. Например: "Ты сейчас надеваешь на пирамиду большое красное колечко, а сверху нанизываешь желтое. Оно меньше красного". Таким образом, вы помогаете ребенку сконцентрировать внимание на том, что и как он делает, и одновременно ненавязчиво сообщаете информацию о предметах, с которыми он играет. Называя действия ребенка и описывая игрушки, вы обогащаете словарный запас малыша, организуете его мышление и развиваете речь. Вот увидите, он сам установит логику последовательности нанизывания колечек на пирамидку.

Описывая свои действия, вы способствуете развитию речи и мыслительных навыков ребенка: "Вот смотри, я достаю с полки большую металлическую кастрюлю, снимаю с нее крышку, наливаю из кувшина воду и ставлю на плиту". И далее - весь процесс приготовления блюда.

Критические замечания в игре лучше свести к минимуму. Часто от родителей можно услышать: "Разве так делают куличики!" или "У тебя башня кривая получилась, вот-вот развалится". Такая критика снижает самооценку и создает психологическое напряжение в ваших отношениях.

Не стоит задавать ребенку много вопросов. Например: "А где же у солнышка лучики?" или "Ты что, собираешься раскрасить лягушку красным фломастером?" или "А почему ты не вылепил собачке носик?". Вопросы прерывают свободную игру или речь малыша, направляют их в заданное взрослым русло, вызывают сомнения в себе и своих действиях, лишают инициативы.

Отражать высказывания
Очень ценным в общении с ребенком может оказаться отражение его высказываний. Простое: "Буду с двумями!" - может быть отражено так: "Ты хочешь сегодня плавать в ванне сразу с двумя уточками - белой и серой?". "Ты - бука!" - отражаем так: "Ты, наверное, сердишься на меня за то, что я не позволяю тебе съесть еще одну шоколадную конфету?".

Такое отражение позволяет исправлять ошибки малыша без критики. Тогда неправильные слова и действия не будут связаны в опыте ребенка с вашим недовольством, гневом или отвержением, и он сможет снова действовать, пока не добьется успеха. У ребенка не будет страха перед обучением, поскольку от него не требуют делать все идеально с первого же раза. Если не получится, он попробует заново. Кроме того, отражение высказываний учит правилам поведения в процессе разговора и стимулирует речевое развитие. Отражение - послание ребенку о том, что вы внимательны к его словам и действиям, стараетесь его понять.

Если будете имитировать действия ребенка во время совместной игры, это скорее будет воспринято как одобрение и поддержка, отлично скажется на самооценке и сделает ребенка более восприимчивым к тем моделям поведения, которые демонстрируете вы. Например, если вы, как и он, начнете строить башню из песка, малыш обязательно возьмет на вооружение некоторые ваши "строительные приемы". Он может перенять способы сервировки стола, если вы вместе устроите игрушечный обед. При этом важно не подавлять ребенка своей виртуозностью, а демонстрировать в совместной игре те навыки, которые он способен усвоить. Лучше разбивать сложные действия на более простые, чтобы ребенку было легче их освоить.

Игнорировать капризы
Когда вы играете с ребенком, очень важно демонстрировать радость, удовольствие от игры с ним: "Здорово у тебя получается прыгать на мяче"; "Мне нравится дом, который ты нарисовал, в нем, наверное, удобно жить"; "Ты очень старалась, чтобы сложить эту картину из мозаики, она получилась яркой и необычной".

Таким образом, можно закрепить желаемые формы поведения малыша, повысить его инициативность и настойчивость. Он охотно будет браться за разные игры и дела, даже совсем для него новые. Вы укрепите ваши взаимоотношения и самооценку сына или дочери.

При этом дети - очень тонкие психологи. Они замечают, что внимания взрослых легче добиться плохим поведением и часто пользуются этим. В таких случаях стоит игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание неправильным поведением. Тогда вам не придется его обвинять и ругать. А он, скорее всего, оставит бесплодные попытки обратить на себя внимание с помощью капризов и попробует что-нибудь другое.
Опубликовано: 30 апреля 2010

Отзывы

 

Смотрите также:

«Детки в клетке» или детская застенчивость
Личный опыт: Как отлучить трехлетнего ребенка от груди
Не пойду стричься!
Какую планировать разницу в возрасте между детьми?
Как и зачем любить ребенка
Крестить или не крестить – вот в чём вопрос
«Гениальное» приучение к горшку
Контроль сфинктеров. Как и когда снимать подгузник.
Учить или не учить?
Почему они плачут, стоит покинуть комнату
Кризис трех лет
Как приучить ребенка к порядку
Воспитание любовью
Детская агрессивность: возрастные особенности
Детская агрессия
А стоит ли наказывать?
Линия поведения взрослого и наказание ребенка
Наказание детей
Как усмирить свой гнев
Несколько советов по воспитанию

Администрация сайта не несет ответственности за содержание (и орфографию!) сообщений, публикуемых на доске объявлений, в форумах, в отзывах и комментариях к материалам.
Использование материалов сайта разрешается всем желающим. Все равно не запретишь. Если чувствуете при этом непреодолимую потребность быть порядочным человеком, поставьте на нас ссылочку.